Аня Десницкая (aniuto4ka) wrote,
Аня Десницкая
aniuto4ka

книга про метро. история первая: поиски техники.

Я не писала в жж примерно тысячу лет (ну ладно, два года). Вообще я теперь предпочитаю фейсбук и про свою жизнь и детей пишу там. но для рассказов про иллюстрации формат жж мне нравится больше.

Так вот, я наконец собралась рассказать про то, как мы делали книгу про метро. Это была такая большая работа, что было бы жалко, если бы это все забылось.

Так что я приготовила четыре поста про то, как книга стала такой, какой она стала. На самом деле, эти посты я написала еще летом, на даче, сидя на качелях под яблоней (ах!), но вот выложить руки дошли только сейчас.

Первая история - от коллажа к рисунку.

02.jpg


Начну я с самого начала - с того, как мне предложили проиллюстрировать книгу про московский метрополитен и как я постепенно пришла к той технике, в которой и иллюстрировала в итоге книгу.

Итак, началось все с того, что издательство «Пешком в историю» предложило мне проиллюстрировать книгу про метро. Я ужасно обрадовалась: еще в школе мы с Таней Городенцевой делали исследовательскую работу про московский метрополитен: мы объездили все станции, на каждой выходили и записывали в специальный блокнотик, как именно станция оформлена (тогда еще было плохо с цифровыми фотоаппаратами, и кроме того, мы боялись запрета фотографировать в метро. Думаю сейчас с этим было бы куда проще: фотографируй на айфон, и всех дел. А тогда наш научный руководитель очень смеялся над нашим описанием барельефов на станции «Партизанская»: «пистолет в кустах», «автомат в кукурузе»). Так вот, на предложение издательства я сразу согласилась, но оказалось, что пока нет текста книги и точно не известно вообще, про что конкретно она будет, и мне было даже не ясно, это будет фикшн или нон-фикшн. Издательство хотело получить грант от московского метрополитена, и надо было быстро сделать презентацию будущей книги, так что меня попросили сделать любую пробную иллюстрацию для презентации на тему московского метрополитена. Технику издательство предложило использовать ту же, что я использовала в книге про инопланетян в древнем Египте: объемный коллаж, который я фотографировала. (про эту технику я подробно писала тут)

Меня это все очень вдохновило, и я сделала вот такую вот картинку:
01.jpg

Мне она вообще-то до сих пор нравится, и немного жаль, что из этого не получилось книги - может получится еще?

Прошло какое-то время, и стала появляться концепция книги и первые тексты. Стало ясно, что это будет нон-фикшн, и что книга будет не только про метро, но и про транспорт вообще. Саша Литвина, которая писала текст книги, прислала мне материалы к первому развороту: он назывался «железная дорога времени» и должен был быть чем-то вроде оглавления или краткого содержания книги.

Мне сразу пришло в голову, что для такой книги будет очень хорош горизонтальный формат: на нем отлично поместятся тоннели, поезда и вереницы автомобилей.

Но когда я начала делать разворот, у меня возникла проблема: оказалось, что в технике объемного коллажа его сделать будет очень непросто. Там очень много мелочей и подробностей, который в такой технике будет сделать во-первых сложно и очень муторно, а во-вторых, они будут смотреться не очень-то выигрышно. Тогда я приняла такое решение: делать вот такие подробный развороты с мелочами в технике простого коллажа в сочетании с рисунком тушью, а большие иллюстрация на полосу или даже на две полосы - в технике объемного коллажа. И тогда я нарисовала и наклеила отдельно все мелочи для разворота про дорогу времени:
02-2.jpg
И в компьютере собрала из них разворот:
03.jpg<

Тут, кстати, надо добавить, что в начале в издательстве хотели, чтобы у книжки был какой-то главный герой, который бы вел нас по ней, и выбрали для этого крота (как животное, которое роет в земле тоннели). Мне не очень понравилась эта идея (я рада, что в конце концов от нее отказались), но вот таких пробных кротов я нарисовала:
04.jpg
05
05.jpg

Так что на первоначальных вариантах разворотов у нас часто появляются кроты,а потом мы их заменили на людей.

Итак, я все никак не могла отказаться от идеи коллажа. Следующий разворот должен был быть про паровозы. Я решила в центре разворота расположить большой коллажный паровоз, а по бокам сделать мелкие рисуночки тушью. Так как я по-прежнему хотела делать большие картинки в технике объемного коллажа, то и паровоз сделала из толстой бумаги, так, чтобы был хорошо виден объем и тени, и фотографировала его. Вот сам паровоз (машинистом тут пока что крот):
06.JPG

Дальше я нарисовала тушью и пером мелочи и собрала из этого примерный разворот. Вот что вышло:
08.jpg

Как видите. пока что полная неразбериха. Уже на этом этапе стало видно, что тут что-то не так, и коллаж лишает меня возможности нарисовать все так, как мне хочется: я не могу с достаточной тонкостью изобразить все детали паровоза, исправить ошибки сложно, и не очень понятно, чего ради за этот самый коллаж так цепляться. После того, как я нарисовала следующий разворот (об этом расскажу в другой раз), стало очевидно, что коллаж - это техника не для этой книги. Тогда я паровоз нарисовала, так же, как и все остальное и раскрасила на компьютере (про то, как я раскрашивала картинки, я тоже еще расскажу). Вот как выглядел этот разворот в процессе (обратите внимание, в паровозе все еще сидит крот)
09.jpg

И вот, как разворот стал выглядеть в конце концов (крота наконец-то убрали):
10.jpg

Вот так проходили поиски техники для книги. Очень здорово, что издательство дало мне в этом свободу и что у меня было время, чтобы постепенно найти самый лучший способ нарисовать иллюстрации.

А в следующий раз я продолжу рассказ про то, как я рисовала картинки и подробно расскажу про этапы создания картинки.
Tags: истории про книги, картинки, метро на земле и под землей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments